Зачем необходимы испытания горюче-смазочных материалов (ГСМ)?

Для производителей испытания очень важны, так как они при их помощи смогут подтвердить качество ГСМ. Импортерам тоже важно подвергать продукцию исследованиям, потому что это позволит повысить ее конкурентоспособность. Продавцам также нужно испытывать ГСМ, так как это поможет увеличить доверие потребителей.

 Цель проведения испытаний

Функционирование технических средств напрямую зависит от качества, которым обладают ГСМ. Такие механизмы применяются для решения разных задач. Данные средства во время работы влияют на самочувствие людей, их здоровье и даже жизнь, а также на растения, имущество, животных, экологическую обстановку. Если качества ГСМ будет плохим, тем больше в атмосферу попадет вредных соединений при функционировании машин. Следовательно, горючее и смазочные материалы обязаны быть безопасными. Это обеспечить можно с помощью проведения испытаний.

Виды проводимых испытаний горюче-смазочных материалов

  • Кислотность, йодное число, перекисное число, кислотное число, массовая доля серной кислоты: титриметрия
  • Внешний вид, наличие запаха, цвета, вкуса, осадка, окрашивания: органолептика
  • Массовая доля золы, влаги, сухого остатка, металлопримеси: гравиметрия
  • Водородный показатель: потенциометрия
  • Нефтепродукты, массовая доля оксигенатов: инфракрасная спектрометрия
  • Углеводороды: газовая хроматография.
  • Пробоподготовка: «мокрая» химия
  • Токсичные элементы (свинец): атомно-абсорбционная спектрометрия, вольт-амперометрия
  • Определение железа, марганца: фотометрия, атомно-абсорбционная спектрометрия
  • Объемная доля бензола, массовая доля кислорода, углеводородов: газовая хроматография.
  • Массовая доля серы: УФ-флуоресценция

Исследуемые показатели горюче-смазочных материалов

Бензин для автомобилей — исследуются эксплуатационные, химические и физические показатели (определяется массовая доля кислорода и серы, объемная доля оксигенатов, бензола, олефиновых ароматических углеводородов, а также вычисляется концентрация таких элементов, как свинец, марганец и железо), еще определяется с помощью моторного и исследовательского метода октановое число и давление, которое имеют насыщенные пары.

Дизтопливо — исследуются химические, физические, а также эксплуатационные показатели (определяется способность смазывать детали и узлы, массовая доля серы и ароматических углеводородов, а также, какие фракции присутствуют в топливе), исследуются термические свойства, показатели взрывобезопасности и пожаробезопасности, а также цетановое число (определяется, какой температурой обладает вспышка и предельное ее значение во время фильтрации).

Мазут — исследуются такие же показатели, как и в первых вариантах, включая определение количества сероводорода.

Топливо, которое применяется в двигателях реактивного типа — исследуется кинематическая вязкость, когда температура имеет значение -40 °С. Также определяется температура, при которой начинается кристаллизация и происходит замерзание топлива. Кроме этого, исследуются термические свойства, а также взрывобезопасность и пожаробезопасность (определяется, какую высоту может иметь пламя при отсутствии копчения, а также вычисляется температура вспышки, когда тигл закрыт, и стабильность относительно термоокисления), исследуются эксплуатационные, а также физические и химические показатели (определяется количество смол, воды и механических примесей, состав фракций, массовая доля всей серы и ароматических углеводородов, а также меркаптановой серы), исследуется удельная проводимость, которую имеет электрический тип.

Бензин для авиатранспорта — исследуются термические свойства (температура, при которой начинается кристаллизация), исследуется октановое число (для этого применяется моторный метод), исследуются такие показатели, как эксплуатационные, химические и физические (определяется цвет, состав фракций, содержание воды, смол, наличие механических примесей и сколько серы в топливе), а также значение давления, которым обладают насыщенные пары.

Топливо для судов — исследуются термические свойства, пожаробезопасность, взрывобезопасность, а также эксплуатационные, химические и физические показатели.

Смазки, обладающие высокой пластичностью — исследуются эксплуатационные, а также физико-химические показатели (определяется количество воды и наличие примесей, имеющих механический тип).

Масло, предназначенное для двигателей, трансмиссии, гидравлических систем, турбин, компрессоров, а также смазочные базовые, электроизоляционные, противокоррозионные и турбинные составы — исследуются термические свойства, взрыво- и пожаробезопасность (определяется температура, когда происходит самовоспламенение и возникновение вспышки, если тигл находится в открытом состоянии), исследуются следующие показатели: эксплуатационные, химические и физические (определяется присутствие воды, примесей, селективных растворителей, если в масле отсутствуют присадки, а для кабельного и трансформаторного смазочного материала – содержание полихлордифенилов.

Тормозные и охлаждающей жидкости — исследуются физические, эксплуатационные, химические, термические показатели, а также взрыво- и пожаробезопасность (определяется температура, когда вещество начинает закипать, а также кристаллизироваться, рассчитывается количество примесей и воды).

Подтверждение соответствия горюче-смазочных материалов

В соответствии технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012) и ТР ТС 013/2011″О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», подтверждение соответствия продукции в форме декларирования проводится на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории, аккредитованной в установленном порядке в государствах-членах ЕАЭС, и собственных доказательств.